Значение правильной грамотной речи в жизни людей переоценить невозможно. Успеваемость в школе, свобода в общении со сверстниками и взрослыми людьми, успехи в работе во многом зависят от умения правильно сформулировать и преподнести свои мысли.
Именно поэтому все родители должны обратить внимание на развитие связной речи у детей – еще ее называют монологической, которая более организованная и развернутая, нежели предшествующая ей диалогическая речь малыша.
Особенности развития связной речи детей
В дошкольное время ребенок накапливал словарный запас и интуитивно учился грамматике родного языка. Однако большинство детей к школе не овладевают в полной мере связной речью. Это в дальнейшем может повлиять на их успеваемость как на уроках русского языка и литературы, так и на устных предметах. Кроме того, это непременно отразится на их жизни, так как они не смогут выражать свои мысли и чувства, их не будут понимать окружающие люди. Поэтому очень важно научить детей связной речи – содержательным высказываниям. Сделать это можно с помощью различных занятий.
Занятия по развитию связной речи у старших дошкольников
Логопеды и другие специалисты используют различные методики обучения и развития связной речи у детей, но самыми действенными и простыми в домашних условиях признаны те, которые проводятся с использованием картинок.
Рассказ по сюжетным картинкам
Родители или учителя могут использовать картинки к известным для ребенка сказкам. Для начала это будет просто воспроизведение известного текста с опорой на картинки. Взрослый объясняет детям, что речь – это то, что мы говорим, пишем, слушаем, и состоит она из предложений. Предложения выражают законченную мысль, и к концу предложения тон голоса понижается. На первых порах объясните ребенку, что текст – это сказка, рассказ или стихотворение. Затем покажите, что каждый текст имеет основную мысль.
Рассказ по серии сюжетных картинок
Далее можно перейти к более сложным урокам развития связной речи – к рассказам по серии подобранных сюжетных картинок. Это сложнее воспроизведения, так как ребенок сам должен придумать текст, опираясь на картинки и используя собственный словарный запас.
На основе сюжетных картинок детям можно легко объяснить такие понятия, как заголовок, начало, продолжение, концовка.
Взрослый предлагает расставить картинки по порядку и составить рассказ по вопросам:
- Что случилось сначала? (Когда и с кем происходят действия)
- Что произошло дальше? (На первых порах вопросов к каждой картинке может быть много, постепенно ребенок учится самостоятельно строить высказывания)
- Чем все закончилось?
- Далее придумываете название (заголовок) получившегося рассказа.
Таким образом вы сможете проявлять фантазию и играть с ребенком с помощью сюжетных картинок, тем самым способствуя развитию связной речи у детей – важному этапу формирования личности.
Материал предоставлен автором Дегтярева Юлия, специально для сайта ДвеМамы.
Наташа! Привет! У тебя очень интересный сайт! Буду читать и учится!
Привет, спасибо, читай на здоровье 🙂 Может я тогда буду чаще его обновлять…